Elena ([info]justso123) wrote,
@ 2009-04-11 17:05:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
из школьных сочинений
Прочитала "ЕО" и спешу поделиться: все оказалось совершенно не так, как учили в школе — лишние люди, обличение светского общества, где процветают одни лишь посредственности, а тот, кто наделен хоть малейшим проблеском ума и таланта, вынужден страдать и скучать, энциклопедия русской жизни и образ декабриста. Может, конечно, и про декабриста, но главное - это же l'education sentimentale, роман о воспитании чувств.
Модный чудак-интеллектуал, живущий головными теориями и ложным чувством превосходства (эпиграф!), скучает, зевает — ухитряется прозевать огромную живую жизнь, которая кипит вокруг: тут и Дидло, и Страсбурга пирог нетленный, и ножки, и на красных лапках гусь тяжелый, и деревенские гадания, и песни за сбором барской ягоды: нет, рано чувства в нем остыли. Потому и лишний человек, что нет контакта с реальностью, и не одна реальность в том виновата. Вместо совести — ум и честь, вместо чувств — взгляд холодный и проповедь. Можно сказать, что Ленского убили светские конвенции, а можно назвать это риторикой поступка и законами чести (раз уж декабрист - выйти на площадь, и плевать, что план был дурацкий и надежды на победу никакой, главное - выступить). Нарочитая оригинальность (бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита) и выпестованное тщеславие — следствие строгой самоцензуры, часто присущей людям интеллектуального склада: многообразие ощущений раскладывается по полочкам и фильтруется так жестко, что для преодоления тщательно выстроенного высокого порога чувствительности нужно нечто резвычайно яркое, мощное — брусничной воды недостаточно, а когда надоедает и шампанское, начинается хандра и разочарование. Думал, вольность и покой (формула еще повторится!) замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан. Прелесть мечтательной провинциальной барышни умному человеку понятна, но этого мало: поразить может только величие княгини в малиновом берете, тем более — недоступной.
Чацкий, как и учили в школе, той же породы. Оба где-то долго мотались, оба вернулись с корабля на бал в протухшее светское общество и не находят общего языка с московскими старухами (а вы всегда находите общий язык со старшим поколением? ну-ну!), один выступает с едким энтузиазмом, громогласно и несколько наивно, другой, года на три постарше, — лениво и исподтишка, один описан с горячностью, выдающей самооправдание, другой — со здоровой дозой дружеской иронии, но амплуа выбрано. Диагноз похож, и лечится одинаково: шоком, болезненной прививкой реальности. Софья, обиженная долгим отсутствием жениха и его бестактными насмешками над всем, что ее окружает, выбирает откровенное ничтожество в тщетной надежде на высокие душевные качества, но, не наделенная иммунитетом, сама жестоко обманывается. Татьяна единственная обладает чувством реальности: в деревне — любила русскую зиму, поля и дубравы, французские романы и Мартына Задеку, в светском обществе — казалась верный слепок du comme il faut, отсюда и моральное чутье, отсюда и честность по отношению к себе и другим. Наступает развязка: в какую бурю ощущений теперь он сердцем погружен! Все, процесс запущен, душа ожила, дальше была бы дешевая мелодрама, а значит - блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна бокала полного вина, кто не дочел ее романа и вдруг умел расстаться с ним, как я с Онегиным моим.
А может, потому и энциклопедия русской жизни, что вычитать можно все, что угодно. А можно просто гадать по строчкам.
В общем, погуляю немножко и пойду читать "Руслана и Людмилу". О новых открытиях сообщу дополнительно.



(16 comments) - (Post a new comment)


[info]bgroz
2009-04-11 02:00 pm UTC (link)
Все абсолютно точно))

(Reply to this) (Thread)


[info]justso123
2009-04-11 03:59 pm UTC (link)
Спасибо на добром слове:)

(Reply to this) (Parent)


[info]ekonom
2009-04-11 08:02 pm UTC (link)
что то всех на классику потянуло...

(Reply to this) (Thread)


[info]justso123
2009-04-11 08:03 pm UTC (link)
думаете, к дождю? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ekonom
2009-04-11 08:08 pm UTC (link)
да уж к чему то похлеще.Сам Каренину дочитываю,после МД,до этого - Достоевский

(Reply to this) (Parent)


[info]fregimus
2009-04-12 02:21 am UTC (link)
Спасибо, с удовольствием прочитал.

(Reply to this) (Thread)


[info]justso123
2009-04-12 06:19 am UTC (link)
Вам спасибо!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]fregimus
2009-04-12 08:03 am UTC (link)
А мне-то за что?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]justso123
2009-04-12 10:46 am UTC (link)
что прочитали, похвалили...
ну и вообще, на всякий случай

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]fregimus
2009-04-12 11:16 am UTC (link)
А, теперь понял! Тогда и Вам еще раз спасибо — тоже на всякий!

(Reply to this) (Parent)


[info]letny
2009-04-15 04:39 am UTC (link)
Вчитать в роман своё совсем не вредно, а то, что говорили в школе - не размышления, а шаблон социально-политических обобщений, впрочем, это все знают.
В черновиках А.П. и у разных критиков (Лотман, Набоков) упомянута некая неосуществлённая страсть Онегина, первая несостоявшаяся любовь, повлиявшая на него роковым образом.
Не знаю, насколько эта деталь важна для вас, но не могу поверить, чтобы она не была важна для автора романа.
А Софьей вы называете Ольгу, или её мать?
Хотелось бы уделить внимание не только внешнему состоянию, но и внутреннему развитию героя, возможно,это даст нам ещё большую возможность вчитать в роман "своё"? Как вы думаете?

(Reply to this) (Thread)


[info]justso123
2009-04-15 07:18 am UTC (link)
Вчитывать свое, конечно, не вредно - если осознавать, что автор может оказаться совершенно ни при чем.
Несостоявшаяся любовь Онегина логична, но в итоге автор ее вымарал - и, наверное, не просто так. "Роковые" события важны не столько сами по себе, сколько тем шлейфом, который они за собой несут. Есть счастливые люди с трагической судьбой (у матери Набокова умерла вся семья, все братья - и все равно, судя по "Другим берегам", в доме был культ радости), есть несчастные на всю жизнь из-за того только, что Марьиванна поставила двойку и сосед по парте долбанул портфелем. Человек вроде Онегина мог запутаться в собственных романтических придумках, но Пушкин с его здравым отношением к жизни и чувством юмора - вряд ли, потому и постоянно дружески подтругивает над "педантом".
Софьей я называю Софью Павловну Фамусову - да, написано действительно наперекосяк:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]letny
2009-04-15 08:02 am UTC (link)
Автор вымарал конечно не просто так. На то могло быть две причины - либо отказался от этого обтоятельства, либо предложил нам самим об обстоятельстве догадаться. Что из двух?
Кроме того в глазах автора Онегин, несомненно, герой отрицательный, уж как минимум, не положительный, в этом вы правы. Но ведь и школьная программа кишела "судом" над Онегиным, никогда он не считался образцом для подражания, а всегда человеком никчёмным.
Положительной героиней была и остаётся Татьяна Ларина.
Возможно, главная вина Онегина как раз и состоит в точно указанном его отличии от матери Набокова. Смешно, что эта вина по роковой случайности не миновала и автора романа.
Очень важен вопрос - можем ли мы судить человека за слабость и не преодоление в себе горечи несбывшейся любви (всё-таки не портфель и не мариванна, более глубокая история).
Если можем, то ваш тон верен,и в целом не противоречит урокам литературы, если же нет, нужно делать поправку поведения героя на это неподсудное обстоятельство.
Возможно (пофантазирую) что этот вопрос, поставленный Пушкиным стал с его лёгкой руки одним из проклятых вопросов русской литературы по сей день.Я бы сказал, что и для Бродского он не последний.
Что думаете?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]justso123
2009-04-15 01:56 pm UTC (link)
Думаю, скорее первое: рассказ о роковой любви смотрелся бы романтической апологетикой, зачем? Счастье, эмоциональная наполненность требуют усилий, а эпизоды, которые можно осмыслить как роковое оправдание собственному бездействию, были у всех (как насчет Татьяны, выданной замуж за нелюбимого, хоть и уважаемого человека? не говоря о Елене Ивановне Рукавишниковой-Набоковой). У автора бывали черные моменты (жизни мышья беготня, покой и воля еtc.), но в целом его позиция иная - жизнеутверждающая, может, потому он и рад заметить разность между Онегиным собой. Для меня вопрос - можем ли судить в принципе, романтическая любовь тут ни при чем. Думаю, если аккуратно очерчиваем субъективность собственной позиции и умеем отрешиться от бездумной агрессии, то и судить можем: судить - рассуждать, а отказывать себе в праве что-то такое тихонечко думать, я не вижу смысла.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]letny
2009-04-15 03:24 pm UTC (link)
Мой вопрос был, конечно, значительно уже: я в рамках традиционной русской сердечности интересовался подсудностью или неподсудностью последствий роковой любви, назвав этот вопрос "проклятым вопросом русской литературы" и предложив не ставить именно это обстоятельство в ряд иных "досадных эпизодов" биографий как литературных героев, так и живых людей.
Поделюсь своими представлениями о роли этого вопроса именно в русской словесности: на мой взгляд природа проблемы - иранская, корень её простирается скорее к Лейле и Меджнуну, нежли к немецким романтикам.
Так же как Руслан происходит от Рустема и Сохраба, известного А.С. в переводе Жуковского, а вместе от Еруслана Лазаревича (ведущего к той же поэме, прокрученной в мясорубке фольклора).
Не будь роковой любви (опущенной в область намёка, чтобы избежать пустых романтических аналогий - в этом вы правы)образ Онегина выглядел бы резко отрицательным, а роман плоским.
Автор был замечательно справедлив и хорошо умел обращаться с весами, одну чашу которых оставил в тени.И несчастный Онегин вышел совершенно ЖИВЫМ, то есть не более хорошим и плохим, чем обычный живой русский человек.
Многограннее всех героев, которым (даже Татьяне!) легче дать ясные характеристики вышел именно этот Пушкинский образ.
Фокус в том, что он - сама русская жизнь и есть, потому читатель, составляя о нём мнение, неминуемо высказывается о русской жизни в целом.
Такая ловушка.
Для эксперимента поставьте словосочетание "русская жизнь" всюду там, где вы высказались о герое, и скажите, прав ли я.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]justso123
2009-04-15 04:58 pm UTC (link)
Мне кажется, Пушкин недаром вместо романтической любви поставил "как рано мог он лицемерить..., красавицы недолго были предмет его привычных дум" и т.д.: с его богатым опытом он научился не переоценивать это обстоятельство, именно что поставить его в ряд иных досадных эпизодов. Романтическая любовь в романе есть - Татьяна - но она не ломает мировой порядок, а лишь утверждает его, и не мешает молоденькой девушке подумать "уж не пародия ли он", и не мешает выйти замуж за достойного человека и хранить ему верность. Онегин не такой уж отрицательный персонаж, он живой и обычный, и любови у него были - как у всех, и разочарования - как у всех, и Пушкин его не приукрашивает - просто немного подтрунивает.

(Reply to this) (Parent)


(16 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…